
Первое, что нужно усвоить: работа на фотостоках — это работа, даже не работа — бизнес, а не хобби.
Это та же монотонная работа, как на дядю, только помимо времени и нестабильного дохода нужны будут немаленькие вложения. Давайте рассмотрим более подробно. Если вы думаете, что вы вышли на улицу, или дома что-то сфотографировали, выгрузили эти 10 фотографий и за день заработали тысячу долларов — вы сильно ошибаетесь. Вам будет необходимо приобрести или сделать своими руками хороший свет, фоны, приобрести несколько качественных объективов, приобрести бутафорию, если у вас проблемы со знанием фототехники и основ фотографии — вам придется потратиться на курсы. Некачественные, мыльные фотографии, фотографии с неправильной гистограммой, низкого качества и разрешения не проходят модерацию фотостока. Как видите, дохода еще нет, а расходы большие. Вам придется постоянно учиться, и не только фотографии, но и маркетингу с анализом. Анализировать тренды и запросы, чувствовать, что сейчас нужно покупателю. Это не прогулка по городу с десятком фотографий. Это большая, сложная и монотонная работа.Второе, что нужно усвоить: работа со фотостоками — это коммерческая деятельности не имеющая ничего общего с хобби или искусством.
Покупатели стоковой фотографии: новостные сайты и новостные агрегаторы, дизайнеры, рекламные агенства, сайты различных тематик, журналы и т.п. Им абсолютно плевать как вы видите мир, что вы хотели показать и какие красивые горы во время заката. Их цель — найти изображение, которые будут продавать продукт, а не наслаждаться вашими пейзажами. Поэтому будьте сразу готовы к тому, что «для души» вы будете фотографировать «в стол», а для фотостока, вероятней всего, вам придется фотографировать то, что вам не нравится, но что продается, например, фишки с игральными картами (которые относятся к разделу «бутафория» и которые придется приобрести). У вас будет «полет фантазии» только в пределах коммерческого продукта. Поэтому сразу готовьтесь относиться к стоковой фотографии, как к работе, а не искусству. Готовьтесь фотографировать пожатые руки, чашки кофе, рабочий хлам на столе, фишки, игральные и банковские карты и все в том же духе. Конечно, может продаться качественный и интересный художественный портрет для какого-нибудь новостного сайта. Но тут у нас несколько проблем. Новостное агенство имеет штат фотокоров которые снимут подобную фотографию. А главная проблема выходит из третьего пункта.Третье, что нужно усвоить: вы вряд ли сможете фотографировать людей. Забудьте про портреты.
По крайней мере, пока вы не сможете оплачивать моделей. У фотостоков очень жесткие требования к качеству фотографий, и не меньшие требования к соблюдению авторских прав. Например, вы не сможете выгрузить на фотосток продукцию “Lego” или “Apple” не затерев логотипы компании. Некоторые могут удивиться, ведь они видели подобные фото у некоторых продавцов. У данных продавцов есть лицензия данных компаний. Вы же это не сможете сделать, как не сможете выгрузить изображение человека без релиза модели.Релиз модели (англ. Model Release) — договор между моделью, фотографом и свидетелем, дающий право фотографу на публикацию, продажу, распространение и прочие (ретуширование, обработка, художественные правки, демонстрация на выставках, публикация в печатных изданиях и т. п.) не порочащие модель действия с фотографиями, на которых изображена модель.
Иначе говоря, фотосток требует разрешение человека изображенного на фотографии на использование его образа в коммерческих целях. На сайте фотостока необходимо скачать бланк релиза в который вносится вся информация, начиная от паспортных данных человека, заканчивая днем проведения съемки и даже номерам фотографий. А теперь представьте, вы подходите к подруге или другу, которых решили сфотографировать, и говорите: «Я тут хочу твою фотку на стоке продать, заполни мне этот бланк». Угадайте адрес, по которому вас пошлют. И я очень сомневаюсь, что даже фотосессия сможет их убедить. Как же это делают другие фотографы? Они нанимают моделей для данных целей. В исключительных и достаточно редких случаях пользуются TFP. Кстати, TFP я собираюсь посвятить целую статью.Четвертое, что нужно усвоить: вы конкурируете с большим коллективом.
Тут мы возвращаемся к первому пункту и почему фотография для фотостоков — это работа. Некоторые говорят, что им ненужны тысячи долларов дохода, « выгружу фоток 100 и на пивасик будет хватать». К сожалению для них это так не работает. Более менее вменяемый доход начинается примерно от портфеля в 1 000 фотографий. Оптимальным считается портфель более 10 000 фотографий. Поэтому учитывайте, что фотографировать придется качественно и много. Первые 100$ при хорошей работе вы заработаете месяца чрез 3-5. Тем более, что на фотостоках есть много «ушлых» ребят, а точнее, компаний, которые поставили фотографию для фотостоков на поток. Причем, в команде работают все. Там есть и отделы анализа, которые анализируют тренды, есть отделы маркетинга, штат фотографов работающих не на процент, а за зарплату, либо фотографы-фрилансеры, перед которыми ставят задачу исходя из анализа. Такими компаниями в день выгружается сотня-другая качественных фотографий. В вашем же случае, сотня качественных фотографий займет неделю или больше. И это с учетом наличия бутафории. Так что будьте готовы к борьбе за покупателя.На этом пока закончу, буду обновлять статью по мере нахождения других «подводных камней».
Так какой вывод мы можем отсюда вынести? Что стоковой фотографией не стоит заниматься? Стоит, и еще раз стоит. Эта статья не призвана вас отговорить от работы на фотостоках, она призвана дать вам понять, что это довольно большой и сложный труд, а не веселое хобби, как говорят об этом на мастер-классах. Вам действительно придется много работать, думать, учиться, применять креативность мышления. Если вы готовы ко всему этому, мой вердикт — стоковой фотографий заниматься стоит. Если вы насмотревшись мастер-классов решили, что фотография для стоков — хобби приносящее доход — фотографией для стоков заниматься не стоит, дабы лишний раз ваши мечты не разбились об реальность.